Головна сторінка

Формы, методы и содержание работы классного руководителя



Скачати 286.02 Kb.
НазваФормы, методы и содержание работы классного руководителя
Дата конвертації20.03.2016
Розмір286.02 Kb.
ТипАнализ


Формы, методы и содержание работы классного руководителя ”

План :

Введение

Глава 1. Задачи и основные направления деятельности классного руководителя.

1.1 Роль и место классного руководителя в школе.

1.2 Основные направления организации работы классного руководителя .

1.3 Планирование .

Глава 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями и учениками в вопросах воспитание.

2.1. Формы и методы воспитательной работы классного руководителя .

2.2 Классный руководитель и классный час .

2.3 Родители и классный руководитель.Родительское собрание.

Глава 3. Изучение и прогнозирование развития личности ученика, используя опыт Г.Немчинова,воспитателя школы-интерната №61 г.Москвы

Заключение

Дополнение 1

Список использованной литературы

Введение




Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущиеся развитие, беспрестанно сформированное.

В. Белинский (2,стр.578)
В наше время перед любым педагогом, классными руководителями встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Анализируя это явление Л. Толмачева говорит: проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых ''реформ'', оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодежи, не обладающих определенной культурой ( 11,с.49 )

А.С. Макаренко считал, что формирование основных черт личности ребенка заканчивается к пяти годам. Если обратиться к повседневному педагогическому опыту, то любой учитель начальной школы подтвердит - в I класс приходят дети с неодинаково развитыми познавательными интересами и потребностями ( 3,с.21 ). Отсюда напрашивается вывод: формирование познавательных интересов начинается задолго до школы в семье. Х. Дауз писал: '' Долг формирования характера человека продолжает лежать на плечах семьи … Пример подают родители . Дети подражают. Если дети видят, что родители учатся, то у них появляется стимул , чтобы учится самим '' ( 2,с.99 )

В наше время принято считать, что главную роль в воспитании школьников ,играет классный руководитель. Но даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Каждый из них сумеет проделать более успешную работу в контакте друг с другом. Некоторые проблемы воспитания не поддаются разрешению силами только учителя и родителей, несмотря на все их усилия и чуткость. В этом случае нужна помощь специалиста по детскому воспитанию. ( 9,с.337 )

Исследуемая наша проблематика нашла отражение в исследованиях Н.И. Болдырева, Б. Спока, М.И. Рожковой, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской, Л. Толкачевой.

Все выше изложенное позволило выбрать следующую тему: '' Формы, методы и содержание работы классного руководителя ''.

Объект исследования : процесс работы классного руководителя.

Предмет исследования : формы и методы классного руководителя.

Цель работы : выявить условия эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей в вопросах формирования личности школьников.

Гипотеза исследования : процесса воспитания будет более эффективен при равномерном воздействии школы и семьи.

Задачи исследования :

1 Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической теории.

2 Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя.

3 Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения и прогнозирование личности ученика.

4 Рассмотреть все предпосылки и возможности взаимодействия классного руководителя и родителей.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования :

● теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез );

● эмпирические ( обобщение опыта ).

Глава 1. Задачи и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование.
'' …Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития ''.
( П.П. Блонский )
1.1 Роль классного руководителя в школе

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направлением воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в классе (1,с.5 )

К основным задачам классного руководителя относятся :

  1. выбор адекватных способов реализации заданий учебы, воспитания и развития учеников;

  1. осуществление педагогического контроля за соблюдением учениками статуса и правил внутреннего трудового распорядка учебного заведения , других документов, которые реализуют организацию учебно-воспитательного процесса;

  1. информирование о состоянии воспитательного процесса в школе и уровне успеваемости учеников педагогический совет, администрацию учебного заведения, родителей;

  1. соблюдение педагогической этики, уважения достоинства ученика, защита его от любых форм физического, психологического насилия;

  1. подтверждение своей деятельностью уважения к принципам общечеловеческой морали, пропагандировать здоровый образ жизни;

  1. постоянно увеличивать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру; вести документацию, связанную с выполнением полномочий классного руководителя ( классные журналы, личные дела, планы работы и т.д. ) ( 7,с 20 )

В наше время классный руководитель занимает одно из наиболее важных мест в школе. Школьные годы оставляют в душе человека глубокий след, а наиболее памятными остаются беседы с классным руководителем, его поддержка в трудную минуту.
1.2 Основные направления организации работы классного руководителя.
''…Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна сначала узнать его во всех отношениях ''
( К.Д. Ушинский ( 12,с.28 )
Воспитательная деятельность классного руководителя достигает цели и дает наилучшие результаты при условии, если они проводятся в определенной системе. Рассмотрим основные разделы деятельности классного руководителя, которые, по мнению Болдырева , в своей совокупности составляют систему его воспитательной работы. ( 1, с.20-26 )

  1. Изучение учащихся.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Изучение школьников продолжается в течение всего срока их обучения. Оно помогает созданию необходимых условий для правильной организации воспитательных работ в классе, для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

Зная особенности характеров, интересы и склонности учащихся, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.(1)

  1. Организация и воспитание классного коллектива.

Это основная обязанность классного руководителя, один из ведущих разделов его деятельности.

Классный руководитель ведет многообразную внеурочную работу по организации и сплочению коллектива класса. Организуя и сплачивая классный ученический коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. Он влияет на учащихся не только силой своего авторитета , но и путем формирования общественного мнения. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности создается и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут дружеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.


  1. Координации воспитательной деятельности учителей.

Классный руководитель призван обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. А.С. Макаренко справедливо оказывает, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. В каждом классе работает коллектив учителей. Он руководствуется едиными требованиями к учащимся, осуществляет индивидуальный подход к ним. Организатором и душой этого коллектива обычно выступает классный руководитель. Он изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учеников, о методах воздействия на них. Координация воспитательной деятельности учителей - это его важнейшая и первейшая обязанность. В первую очередь важно установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся.

Учителя оказывают классному руководителю помощь в проведении ученических собраний, в организации трудовых дел, в подготовке и проведении экскурсий и походов. Классный руководитель привлекает учителей к руководству различными кружками, секциями, проведению вечеров науки и техники, литературных вечеров. У каждого учителя есть свои увлечения. Важно, чтобы они передавали их учащимся больше общались с ними в внеурочное время. Классный руководитель в необходимых случаях помогает советом, как лучше подойти к тому или иному ученику, как наиболее эффективно организовать воспитательную работу. Но он не подменяет учителей, работающих в классе.

Активное общение учителей и классных руководителей помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе. Надо отказаться от ошибочного и вредного взгляда на то что воспитательная работа - это удел лишь классных руководителей. За воспитание учащихся, за культуру их поведения, за их духовный рост отвечает каждый учитель и руководители школы. Одному классному руководителю полностью решить все воспитательные задачи не возможно. Любой учитель должен чувствовать себя воспитателем. (1)

  1. Организация и проведение внеурочной (внеклассной ) воспитательной работы.

Эта работа требует больших усилий от классного руководителя. На уроке он выступает главным образом в роли учителя. Функции, связанные с классным руководством выполняются в основном во внеурочное время. Разносторонняя и многогранная внеклассная воспитательная работа в классе ложится в основном на его плечи.

В отличии от учебных занятий внеклассная работа проводиться на добровольных началах. Учащихся привлекают к внеклассной работе на основе свободного выбора занятий, не связанных рамками обязательных программ в зависимости от интереса и склонностей. Одна из особенностей организации вне классной работы - это преобладание в ней самостоятельных занятий. Внеклассные кружки, трудовые и спортивные коллективы объединяют учащихся различного возраста с учетом их интересов.

Умело организованная внеурочная деятельность учащихся помогает правильно, разумно организовать досуг, свободное время учащегося. Вместе с тем она выступает как одно из условий всестороннего развития личности. Иногда работу, проводимую классным руководителем после уроков, называют внеучебной. Это не верно. И после уроков классный руководитель решает не только воспитательные, но и учебные , образовательные задачи. По этому правомерно называть его деятельность, организуемую после уроков, внеурочной. Называется она и внеклассной, хотя и это не совсем удачно. Классный час и другие воспитательные мероприятия проводят в классе, а не вне его.(1)

  1. Повышение качества знаний учащихся.

Классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся предупреждать неуспеваемость в своем классе. Даже в тех классах, где высокая успеваемость. Классный руководитель развивает интерес и любовь к знаниям, добивается повышения качества обучения, прививает навыки самообразования. В тесном сотрудничестве с учителями своего класса классный руководитель воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет повседневный контроль за тем, как учатся его воспитанники, посещают уроки, наличие пути повышения качества учебной работы. Направляя деятельность классного коллектива на повышение качества знаний, он привлекает учащихся к организации учебных дел, организует взаимопомощь в учении, вечера науки и техники, помогает в организации экскурсий образовательного характера.

Качество знаний во многом зависит от отношения школьников к учителю, от их усердия и старания, от усидчивости, внимания, активности, инициативы, самостоятельности и любознательности. Формирование этих качеств занимает большое место в воспитательной деятельности классного руководителя.

Без интереса к учению, знаниям школьник не может успешно учиться. Применяя различные формы и методы воспитания, классный руководитель может сделать очень много для того, чтобы пробудить и развить у учеников своего класса интерес и любовь к знаниям.

Задачи повышения качества знаний классный руководитель решает не в одиночку, а в содружестве с учителями своего класса. Слаженность в учебной работе, осуществление единых требований учащимся, взаимная помощь учителей - все это помогает повышению качества обучения и воспитания. (1)

  1. Укрепление дисциплины и воспитание культуры.

Дисциплина - это и цель, и необходимое средство успешного воспитания и обучения, и результат всего учебно-воспитательного процесса.

В деятельности классных руководителей применяются различные формы и методы дисциплинирования учащихся : используются меры поощрения, а в необходимых случаях и показания. Я позволю себе не согласиться с И.И. Болдыревым, так как я считаю, что показания не является эффективным методом воспитания дисциплинированности. Р. Уобермен писал : ''Наказание не подавляет желания '' делать плохо '' ; в лучшем случае , человек учится избегать наказания ( 2,с.287 )".

Классный руководитель повседневно заботиться о приучении школьников к соблюдению правил культурного поведения. Для этого он приучает их к вежливости и почтительности, развивает культуру речи и хороший вкус, вырабатывает умение вести себя в обществе.

Воспитание культуры поведения предполагает также организацию систематического изучения школьниками правил дорожного движения на основе специальной программы.(1)

  1. Работа с родителями учащихся.

Классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьей. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию. Известно, что уровень воспитанности детей во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, от педагогической культуры родителей, от правильного понимания и выполнения ими своих обязанностей. В современных условиях воспитательные функции семьи значительно расширились, повышается ответственность родителей за воспитание детей. Поэтому содружество с ними классного руководителя приобретает особенно большое значение ( см. гл. ΙΙΙ ).

Именно эти направления деятельности выделяет и В.И. Лозовая (4,с.201-202 ) .М.И. Рожкова формулирует взаимодействие в работе классного руководителя и учителей класса; которые совпадают со взглядами на этот вопрос И.И. Болдырева.( 1,с.22 ). Наиболее важными , на мой взгляд, являются :

--совместная организация учебной деятельности;

--совместный поиск реализации проблем, возникших в процессе обучения;

--совместный анализ полученных результатов;

-- совместное определения перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учениками.

1.3. Планирование.

План воспитательной работы классного руководителя - это обязательный педагогический документ. Планирование большей частью определяет результаты и эффективность работы классного руководителя, оно обеспечивает равномерность, систематичность и последовательность воспитательной деятельности .

В.И. Лозовая четко раскрывает требования, которых следует придерживаться при составлении плана:

--четкое определение цели;

--ориентация на реализацию интересов детей, их развитие, это предусматривает учет предложений учеников и родителей, изучение их ценностей;

--отображение в плане главных происшествий в стране;

--предусматрение разных видов деятельности, развитие их активности творчества;

--ориентация на разносторонние интересы, и использования различных методов и форм работы направленных на развитие этих интересов;

--предусматрение условий для выбора учениками разных видов, форм деятельности, способов выражения своей позиции;

--реальность работы, которая планируется, что предусматривает учет особенностей ученического и педагогического коллективов, уровней их развития, традиций;

--учет таких источников для составления плана: материалов, рекомендации педагогических и методических исследований по вопросам работы классного руководителя (4,с.204 ).

Н.И. Болдырев утверждает , что при определении основных направлений деятельности классного коллектива необходимо учитывать конкретные условия, в которых он находится ( возраст учащихся, уровень их воспитанности, состояние успеваемости и дисциплины, степень развития ученического коллектива, наличие материальной базы и др. ). Это является дополнением к сказанному выше.

Классный руководитель может составлять план на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день.

Главным является план на полугодие или на год. Подводя итог: план предусматривает анализ педагогической работы за предыдущее время, определение целей и заданий работы с коллективом учеников, педагогическим коллективом, с родителями и общественностью.


Глава 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями и

учениками в вопросах воспитания.
Истинный воспитатель должен быть

посредником между школой с одной

стороны и, жизнью и наукой – с другой

стороны.
К.Д.Ушинский
2.1 Формы и методы воспитательной работы классного руководителя.

Реализация целей, содержания воспитательной деятельности классного руководителя осуществляется в основном на классном часу, который проводится в определенный день недели в отдельное время ( 4 ).

Классный час исполняет 3 основных функции: образовательную, ценностно-ориентировочную, стимулирующе-действенную.

Образовательная функция предусматривает работу по овладению или расширению знаний учеников по вопросам наук, которые не нашли отображения в учебных программах, но интересуют учеников и т.д.

Ценностно-ориентировочная функция связано с первой, но главным является не только обогащение знаниями, но и формирование определенного отношения к окружающей действительности, что подталкивает человека к оцениванию явлений, действий, поступков, теорий и т.д.

Стимулирующе-действеная функция направила к формированию потребностей учеников к реальным практическим действиям.

Классный час в данной ситуации может быть стартом для конкретной деятельности учеников.

Каждая из функций может быть реализована при проведении лекций, бесед, диспутов, конференций, просмотра газет, журналов, обсуждении статей, театральных спектаклей, кинофильмов, участие в проведении праздников, сборе легенд, сказок своего народа, деятельности, направленной на изучение родного края, его истории, обычаев и т.д. (4).

2.2 Классный руководитель и класс. Классный час.

Это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы.

Во время классного часа учащиеся по-деловому обсуждают результаты успеваемости и состояния дисциплины в классе, вопросы организации взаимопомощи в учебном труде и другие вопросы, связанные с деятельностью классного коллектива ( 1 ).

По мнению Болдырева и с точки зрения психологов, тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V - VΙΙ классах на классных часах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, сознательной дисциплине. А старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов. Они подбирают материал из периодической печати, оборудуют выставку литературы по теме классного часа, готовят краткие выступления по отдельным вопросам. ( 1 )

Классные часы не следует использовать для наставлений, для разноса и нотаций. Одной из основных направленностей деятельности классного руководителя является изучение учащихся, поэтому на классном часу можно провести такие виды анкетирования, как анкета по определению интенсивности и уровня познавательных интересов. Ведь главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения ( 3,с.17 ).

Приведем 2 анкеты, предлагаемые В.С. Юркевич ( 13 ).
Анкета по определению интенсивности познавательных интересов.

  1. Как часто ученик подолгу ( час контроля для младшего школьника, несколько часов не отрываясь - для подростка ) занимается умственной работой ?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

  1. Что подчеркивает ребенок, когда задан вопрос на “сообразительность”?

а) “получиться”, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы ?

а) постоянно много;

б) неровно: иногда много, иногда ничего не читает;

в) мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально;

б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены ( здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка ).

  1. Часто ли задает вопросы?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.
Анкета для определения уровня пользовательских интересов ( для старшеклассников )

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) связаны очень тесно;

б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

в) никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам : пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?

а) постоянно;

б) иногда;

в) очень редко.

  1. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течении многих дней и даже месяцев?

а) большинство занятий подчинено этому принципу ;

б) воспитание задачи, но редко выполняет;

в) не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать “ черную ”, неинтересную для него интеллектуальную работу ( например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи )?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) делает периодически;

в) не любит выполнять не интересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда это нужно;

б) только изредка;

в) не способен.
Итак, вернемся к самому классному часу. Основное требование к нему - это активное участие в нем всех учащихся; всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классный час - это лишь одно из звеньев в общей системе деятельности классного руководителя. При планировании воспитательной работы в классе важно добиться единства всех форм идейно-воспитательного воздействия на основе комплексного подхода к организации воспитания.

2.3 Родители и классный руководитель. Родительское собрание.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовке, но и от внимания той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Семья - важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок ( 6 ).

Иногда учитель приходит домой к ученику, и это такой гость, визит которого говорит о заинтересованности учителя в судьбе ученика. Но как часто в жизни складывается по-другому. Учитель - редкий гость в доме ученика. А родители - редкие гости в школе. Не хватает времени. Правда, тут бывает и еще один нюанс: '' Мы отдали его в школу, мы его доверили вам - теперь основная отвецтвенность за ребенка - на вас. А если что случиться, вы нас позовете” ( 10 ).

Л.Е. Ковалева считает, что в такой ситуации родители редко признаются - даже самим себе - в том, что они именно так думают. Они никогда так прямолинейно не высказываются. Но подсознательно они чувствуют какое-то облегчение от груза ответственности за ребенка, отдав его в школу, и не хотят наладить контакт с классным руководителем и учителями.

Но, как известно, учителя и родители заинтересованы в том , чтобы ребенок положительно развивался и воспитывался. Следовательно, взаимосвязь семьи и школы обусловлена единством целей и задач воспитания, - что обязывает учителя устанавливать с родителями контакты, независимо от их взаимных симпатий.

Классные руководители используют определенную систему воспитания, которая вырастает из конкретного общения с детьми. Из знания психологии и физиологии; из постижения особенностей характера ребенка и долгих размышлений о том, как вести себя с каждым. Настоящий воспитатель должен уметь вникать в душевный мир ребенка, учитывать особенность окружающей его среды, которая влияет, а порой и диктует его поступки (10,с.172 ).

Процесс воспитания детей в жизни протекает как сложное переплетение взаимодействующих влияний двух воспитывающих сил - школы и семьи. Очень важно, чтобы родители понимали, что только совместные, единые требования учителя и родителей приведут к общей цели: воспитанию здорового в нравственном и физическом отношении ребенка.

Как проходят родительские собрания?

Иногда собрание сводиться к простому перечислению фамилий хороших и плохих учеников, отметок, получаемых за период, прошедший со времени предыдущего собрания. И тогда каждый из присутствующих с замиранием сердца ждет, когда учитель назовет его фамилию и что скажет о ребенке, а потом, выслушав сообщение, уже равнодушно ждет конец собрания. Как правило, в перечне хороших и плохих звучат одни и те же фамилии, иной родитель с победным видом оглядывается кругом, другой испытывает видимую неловкость и беспомощность.

Более разумны и целесообразны собрания, на которых речь идет о делах всего коллектива, общих его трудностях и задачах. Поэтому на каждое собрание следует выносить именно тот вопрос, который важен и нужен в данный момент этому коллективу, а не подростковому коллективу вообще (10,с.171 ).

Л.Д. Суслопарова считает, что родители к классному руководителю просто необходимо советоваться в вопросах воспитания друг с другом, ибо что-то открывается классному руководителю раньше, чем родителем, - поведении ребенка в обществе, его отношение к учебе, к общественной работе, к своим товарищам и т.д.

Ни учитель, ни родители не должны оставаться равнодушными к тем мельчайшим изменениям, которые происходят в душевом мире ребенка. И главное здесь - искренность, доверие между родителями и классным руководителем. Если одна из сторон скрывает от другой недостатки в поведении ученика, то ни о каких единых моральных требованиях не может быть и речи.

Взаимоотношения классного руководителя и родителей будут или неопределенными или негативными, если связь между ними осуществляется только при необходимости принятия кардинальных мер к учащимся. Взаимосвязь семьи и школы должна быть постоянной, и не эпизодической.

Глава 3 Изучение и прогнозирование развития личности ученика, используя опыт Р. Немчинова , воспитателя школы- интерната №61 г. Москва.
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи:

  1. '' Кого мы хотим воспитать? ''

  2. '' Как надо осуществлять воспитание? ''

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и субъективные условия становления личности учащихся.

Их тщательное изучение в жизни и обобщении позволяют выбрать и применить управления процессами воспитания учеников.

Воспитание и обучение в школе-интернате имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходиться иметь дело с детьми из семей, в большей части которых психолого-педагогическая культура родителей находится на низком уровне. К тому же это, в основном семьи по структуре:

--неполные ( имеются, только мать или отец );

--полные измененные, когда отец не является родным.

Анализ семей учащихся приводит к выводу, что большинство из них не может быть опорой в организации воспитательного процесса в классе.

Целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике помогает получить составление ''Карты личности'' по методике известного отечественного психолога К.К. Платонова.

Карта личности - форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую психологическую характеристику каждого ученика. Она дает возможность считать и обобщенно зафиксировать в динамике наиболее существенные черты данной конкретной личности, ее возможности.

Карта личности в какой-то степени помогает осуществлять завет Ушинского. В предисловии к своему труду ''Человек как предмет воспитания'' он указывает: ''Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях''.

Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей деятельности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведении и отмечаются его доминирующие мотивы. Оценки обозначаются баллами по 5-ти бальной системе, а мотивы - цифрами, соответствующие определенному мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель - оценка, знаменатель - мотив. Диагностика проводиться по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т.е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребенка по каждому отношению ( всего 35 отношений ).(см. Дополнение 1)

Необходимо особое внимание обратить на мотивы, необходимо более подробно остановится на выявлении доминирующих мотивов деятельности учащихся, что позволяет разобраться в истинных причинах поведения ученика.

Как известно, одно и тоже действие может вызываться различными, нередко противоречивыми мотивами. Мотивов поведения бесчисленное множество. Они могут проявляться в чувствах, желаниях, влечениях, интересах, склонностях и привычках, а также объясняются необходимостью воплощения того или иного действия по принуждению или по убеждению. Мотивы поведения формируются в процессе активного включения каждого ученика в специально организованные педагогически целесообразные виды деятельности.

Учет поведения каждого ученика и мотивов его поступков позволяет воспитателю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним.

Анализ получаемых из карты личности материалов позволяет сделать некоторые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравственного воспитания учащихся, без знания которого дальнейшее воспитание невозможно. Без этого будет невозможно и формирование у них потребности в интеллектуальных выводах деятельности.

Изучение, знания и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, и наоборот, пренебрежение, субъективизм и практицизм, рассуждение с позиции здравого смысла приводят к неуправляемости воспитательным процессом, к его стихийности, и, как результат, педагогическим неудачам, срывам.

Заключение



Дурное воспитание приводит к тому, что научает носить маску, пригодную только для того, чтобы скрывать под ней свое безобразие; и маску эту порой приходится носить до конца своих дней.
(Китайское изречение)
Во все века люди высоко ценили воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы воспитания актуальны в наше время. Но воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В ходе исследования было доказано, что наиболее важным в воспитании школьника является взаимодействие школы и семьи, классного руководителя и родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание, которое является многогранным процессом. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, ума и воспитание души.

В соответствии с поставленными в начале исследование задачами были:

· рассмотрены и проанализированы различные формы и методы работы классного руководителя;

· определены возможности взаимосвязи классного руководителя и родителей;

· рассмотрен способ прогнозирования развития личности ученика, используя опыт Г. Немчинова;

· проанализировано состояние проблемы в современной педагогической литературе.

Наша тема в исследовании рассмотрена не полностью, так как не затронуты аспекты диагностики, учет возрастных особенностей, работы с трудными детьми и некоторые другие. Окончательный вывод может быть сделан при апробации взаимных воспитательных дел на практике.

Список используемой литературы
1. Болдырев Н.И. ''Методика работы классного руководителя'', М.; Просвещение 1984 г.

2. Борохов Э. ''Энциклопедия афоризмов'', М.; ООО Фирма '' Издательство АСТ '', 2000

3. Волков К.Н., ''Психологи о педагогических проблемах'', М.; Просвещение, 1981

4. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. Лозовая В.И., Троцко Г.В., ''Теоретические основы воспитания и обучения '', Х.;ОВС,2002.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. М., 1957, т.ІУ.

7. Немчинов Г. ''Изучение и прогнозирование развития личности ученика'',// Народное образование, 2002.

8. Писаренко В.И., Писаренко И.Я., ''Педагогическая этика'',''Народная освита'',1973.

9. Положение о классном руководителе учебного учреждения системы общего среднего образования // Информационный воспитанник Министерства образования и наук Украины, 2000 № 22.

10. Рожкова М.М., ''Классному руководителю'', Л.1999.

11. Спок Б. '' Ребенок и уход за ним '', М.; РУССЛИТ, 1991.

12. Столетова В.И., Свердлова О.Р.'' Диалоги о воспитании'', М.: Педагогика, 1985.

13. Толкачева Л. ''Всех выше должно стоять образование нравственное''// Сельская школа,2001 № 1.

14. Ушинский К.Д. Сочинения в 6-ти томах, Киев 1952, т.4.

15. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. №3.

16. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

17. Юркевич В.С. Светлая радость познания'', М.: 1977.


Дополнение 1



Карта личности

  1. Отношение к учебе

  1. Отношение к труду

  1. Отношение к самообслуживанию

  1. Отношение к правилам внутреннего распорядка

  1. Отношение к кружковой работе

  1. Отношение к старшим

  1. Отношение к сверстникам

  1. Отношение к младшим

  1. Отношение к родным

  1. Отношение к своим проступкам

  1. Отношение к проступкам товарищей

  1. Отношение к имуществу школы

  1. Отношение к личному имуществу

  1. Отношение к самовоспитанию

  1. Отношение к своему будущему

  1. Дисциплинированность

  1. Коллективизм

  1. Целеустремленность

  1. Интуитивность

  1. Активность

  1. Организованность

  1. Настойчивость

  1. Совестливость

  1. Стыдливость

  1. Честность

  1. Скромность

  1. Справедливость

  1. Принципиальность

  1. Вежливость

  1. Аккуратность

  1. Общительность

  1. Воздержание от хулиганства

  1. Воздержание от алкоголя

  1. Воздержание от токсикомании

  1. Воздержание от курения

  1. Воздержание от ленивости.

Индивидуальные итоги: сумма баллов 36 показателей делится на 36.

Перечень мотивов поведения личности ученика.

1 группа.

Приспособленческие мотивы с ярко выраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода.

2 группа.

Честолюбивые моменты с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбия, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.

3 группа.

Мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безынициативность, безволие, неуверенность.

4 группа.

Мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности.

5 группа.

Ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убежденность, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность, активное осуждение норм нравственности.