Головна сторінка

Формы земной поверхности



Скачати 111.88 Kb.
НазваФормы земной поверхности
Дата конвертації18.03.2016
Розмір111.88 Kb.
ТипУрок

Урок “Я и Украина. Природоведение” в 4 классе

Учитель : Мельникова Елена Владимировна
ТЕМА : Формы земной поверхности .
ЦЕЛИ : Познакомить учащихся с основными формами земной поверхности; учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы; продолжить формировать представление о физической карте Украины; .

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. прививать учащимся бережное отношение к природе ;

воспитание любви к родной земле. Осознание значимости себя в окружающем мире.
ОБОРУДОВАНИЕ : физическая карта Украины, мультимедийная установка,

маршрутные листы каждому ученику.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА ( слайд 2 )
Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок ,

Постарайтесь все понять,
Учимся мы тайны открывать,

Будем ответы полные давать

И 12 баллов получать !
І І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Вступительное слово учителя с элементами беседы


- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в экспедицию .

- Согласны ? ( слайд 3 )

- Кто знает , что такое экспедиция ? ( слайд 4 ) (экспедиция- это путешествие с определенным заданием )

Руководителем вашей экспедиции буду я - Елена Владимировна , а вы члены экспедиции .В составе нашей экспедиции есть журналисты и телеоператоры, которые помогут нам сделать документальный фильм “ По странам и континентам “ .Свои наблюдения будете записывать в маршрутные листы .

Путешествие далекое , интересное , но опасное , а для того , чтобы путешествие было удачным , следует соблюдать следующие правила : ( слайд 5 )

1. Правильно выполнять задания

2. Не допускать ошибок , иначе можно потерпеть крушение

3. Помогать и уважать друг друга

4. Выполнить физкультминутку
От четкого выполнения этих правил зависит успех нашей экспедиции.
ІІІ. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
1.выступления учеников с выступлениями о погоде .
Но прежде чем мы отправимся в экспедицию , необходимо узнать какая погода нас ожидает в дороге . Я связалась с метеорологической станцией и они сообщили прогноз погоды на сегодня . ( слайд 6 )
Упражнение Микрофон ( три ученика с сообщением о погоде )
1. Народные приметы ( слайд 7 ):Декабрь- стужайло. Украинское название грудень . Декабрь зовется в народе воротами зимы . Это месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. По народной пословице “Декабрь год кончает , зиму начинает .”
2 . Народный календарь : ( слайд 8 ) Сегодня 6 декабря , по народному календарю день Митрофана. Если на Митрофана ветер с севера и снег сыпет, то 6 июня жди ветра с севера, дождичек побрызжет.

3. Прогноз погоды ( слайд 9 ) Сегодня на территории Чугуева ожидается облачная с прояснением погода . Солнышко улыбнется всем прохожим . Температура воздуха _________.

Ожидаются осадки в виде ________. Морозец нежно пощипывает тех , кто появится на улице. Пусть этот день принесет удачу и радость .


Спасибо за точную информацию о погоде .
ІV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


  1. Проверка домашнего задания.


- Проверить вашу готовность к экспедиции поможет небольшой блиц – опрос “ Это должен знать каждый.” Готовы?

( ученикам раздаются тесты в двух вариантах )

Я предлагаю вам выполнить тесты по вариантам и у каждого должно получится слово.



С

Т

О

Л

И

Ц

А


1-В

1. Большая поверхность суши, окруженная водой , это …

А) полуостров

В) остров

С) материк
2. Самый большой океан :

Т) Тихий

Р) Атлантический

Г) Северный Ледовитый
3. Украина находится на материке :

А) Африка

О) Евразия

В) Австралия

П) Антарктида
4. Протяженность границ Украины :

Л ) 7643 км

У) 3467 км

М) 4763 км
5. Самая длинная граница с …

Ы) Молдовой

Й) Польшей

И) Россией
6. Самая короткая граница с…

Ц) Словакией

Ш) Белоруссией

Ч) Молдовой
7. В каком направлении от столицы Украины размещена Харьковская область ?

В) северо-западном

Б) центральном

А) северо- восточном


2-В



У

К

Р

А

И

Н

А


1. Поверхность суши , окруженная с трех сторон водой , это …

А) остров

У) полуостров

Д) материк
2. Океан, расположенный в двух полушариях :

К) Атлантический

П) Тихий

В) Индийский
3. В каком полушарии находится Украина ?

Т) западном

Р) восточном
4. С каким государством граничит Украина в северной части ?

Б) Румыния

А) Россия

В) Венгрия
5. На каком материке находится Украина ?

Я) Южная Америка

Й) Австралия

И) Евразия
6. В какой части Украины находится ее столица Киев ?

Н) центральной

Г) западной

Д0 восточной
7. Украина граничит с :

Г) 2

Б) 4

В) 10

А) 7 государствами

Взаимопроверка( слайд 10 )

Проверьте , что у вас получилось .
СТОЛИЦА УКРАИНА
- Вижу , что у вас есть достаточный для нашей экспедиции запас знаний .

2. Итоги проверки домашнего задания( слайд11 )
В этой экспедиции

На вас я буду полагаться ,

На ваши знания и эрудицию

В дороге опираться !

Задача в экспедиции

Для вас для всех, для всех

От ее решения быстрого

Зависит ваш успех !
V . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение темы урока
Мы отправляемся в нашу экспедицию “ По странам и континентам “ . Из ваших ответов я увидела , что вы знаете в каком государстве мы живём и , что оно расположено на самом большом материке Евразия и называется оно Украина, а в ней находится один из самых красивых и известных во всем мире наш родной город Чугуев.
Упражнение “ Мозговой штурм “
Учитель: - Ребята , сегодня я , добираясь к вам в школу , сначала спускалась с горки , а затем поднималась на возвышенность .

- А как вы добирались ?

Кто-то шел по ровной поверхности , кто-то поднимался , кто-то спускался . Почему так происходило ? ( потому что земля имеет разную поверхность )

( слайд 12 )

Поэтому темой нашей экспедиции будет “ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ УКРАИНЫ. ( слайд 13 )

Я предлагаю : Мы садимся в вертолет

Отправляемся в полет !

Если мы сядем в вертолет и полетим над землёй, то увидим, что поверхность Украины очень разнообразная. ( слайд 14-17)
2.Рассказ учителя( слайд 18 )

Основными формами земной поверхности являются равнины и горы .

( слайд 19 )

Равнины - это территории суши , которые имеют почти ровную поверхность . Равнины имеют свое обозначение на карте . Зеленым цветом обозначены низменности, а желтым цветом возвышенности . ( слайд 20 ) С давних времен человек заселял равнины . На них легко строить города , прокладывать дороги , распахивать земли, чтобы выращивать урожай .

Равнины делятся на низменности и возвышенности .
3. Самостоятельная работа по учебнику

А сейчас мы с вами сделаем привал .

И я предлагаю вам поработать с научным источником ( учебником ) Прочитать с. 107 – 108 и определить, какие низменности и какие возвышенности есть на территории Украины.
4.Работа в парах

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить маршрутные листы: « Низменности и возвышенности»

( слайд 21 )



Сверьте свои маршрутные листы . ( слайд 21 )

Низменности -( Полесская , Приднепровская , Причерноморская )

Возвышенности -( Волынская , Подольская ,Приднепровская ,Донецкая ,Приазовская )
5. Демонстрация физической карты Украины

Посмотрите на карту Украины. Большая часть Украины закрашена зеленым цветом .

На севере Украины расположилась Полесская низменность , на северо- востоке ее продолжает Приднепровская низменность , юг Украины занимает Причерноморская низменность . А ещё на западе Украины расположилась Закарпатская низменность .
На территории Украины находятся возвышенности : Волынская ,Подольская Приднепровская ,Донецкая , Приазовская .
6.Упражнение Картографы ( слайд 22 )

( в паре и под диктовку учителя показать низменности и возвышенности – 1 ученик у доски)

( слайд 23)



7. Рассказ учителя с элементами беседы ( слайд 24-25 )

На равнинах встречаются холмы . Это возвышения до 200 м .

- Рассмотрите из чего состоит холм ?

( слайд 26 )

На равнинах можно встретить холмы, овраги, балки.
VІ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( слайд 27 )

Чтобы нам хватило сил продолжать нашу экспедицию , мы должны с вами отдохнуть .
Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

До горы сейчас дойдем.

Вот – подошва , вот – вершина ,

Левый склон и правый склон.

Мы взберемся на вершину

И осмотримся кругом !
8. Проблемная ситуация

( звучит музыка ) ( слайд 28 )

Ребята , а что это происходит ? Что это за звуки ? Экстремальная ситуация прячемся в палатку . ( слайд 29 )

Вдруг пошел дождь , вода хлынула потоками . ( слайд 30 ) Со временем дождь прекратился , вышло солнышко . Давайте вылезем из палатки и посмотрим что произошло. ( слайд 31 ) ( огромные потоки воды стекали , от них на почве образовались небольшая бороздка. С годами она становится более глубокой и превращается в овраг

( слайд 32 )

Овраг – это большое углубление с крутыми склонами на поверхности Земли.
9. Выход из проблемной ситуации ( слайд 33 )
Овраги разрушают поверхность Земли . Как нужно охранять почву от образования оврагов?

  • Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву

  • Поперек оврага ставят плетни из ивовых кольев и прутьев

По краям оврагов сажают деревья и кустарники

Пахать поперёк склонов.

( слайд 34 )

Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балки.

( слайд 35 )


10. Упражнение Нарушенная последовательность
А теперь мы отправляемся в самый опасный и интересный этап экспедиции . А куда мы отправляемся вы узнаете , составив слово из букв : ( слайд 36 )

Р А О Г

( слайд 37 )

11. Чтение с пометками (работа в группах)
И так мы с вами отправляемся в горы . Горы опасная форма земной поверхности . В одиночку в горы не ходят , поэтому будем работать в группах. Каждая группа получает задание .

1 группа : Что такое гора ? Части горы

2 группа : Сравнить гору и холм

3 группа: Какие бывают горы

4 группа : Горы Украины

Сейчас вы прочитаете в учебнике с. 109- 110 и сделаете пометки :

+ - уже знал

- думал иначе

! - новое для меня

?- есть вопросы

Каждая группа предоставляет отчет о проделанной работе .
12.Презентация групп (предоставление отчета груп) сопровождается слайдами
1 группа : ( слайд 38 )

Горы - это участки земной поверхности , высоко поднятые над равниной .

( слайд 39 )

Гора состоит из _______________________________( подножья , крутого склона , пологого склона и вершины )
2 группа : ( слайд 40 )

Гора и холм похожи тем , что они состоят из _________________________( подножья , крутого склона , пологого склона и вершины ), а различаются высотой : у холма до _____( 200 м ) , а у горы более _______( 200м )
3 группа : ( слайд 41 )

На земле одиночные горы встречаются редко. Чаще они тянутся рядами . Ряд гор называют горными хребтами . Между горными хребтами текут горные реки и расположены долины.

( слайд 42 )

Горы в зависимости от высоты бывают: низкие , средние и высокие .
Низкие от 500 до 800 м

Средние от 800 до 2000 м

Высокие от 2000 м

По возрасту: молодые и старые
4 группа : ( слайд 43 )

В западной части Украины раскинулись Карпатские горы. По высоте они считаются средними горами . ( слайд 44 )

Только самая высокая вершина Карпат - гора Говерла , имеет высоту 2061 м.

( слайд 45 )

На Крымском полуострове высятся Крымские горы .

( слайд 46 )

Их самая высокая вершина – гора Роман – Кош , ее высота 1545 м.

Мы с вами покорили самую высокую форму земной поверхности . Это горы. ( слайд 47 )

( слайд 48 )


VІІ . ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Наша экспедиция подходит к концу . Мне, как руководителю экспедиции,

интересно знать , как вы потрудились ?
1.Природоведческий диктант “ Узнай меня” (определить форму земной поверхности по описанию )
Свои ответы вы будете записывать в маршрутные листи.

- я имею подножье и склон , а моя вершина так высоко поднялась в небо , что даже пришлось одеть белую шапку ( гора )
- я - углубление на земной поверхности , у меня пологий склон , меня покрывают трава и кустарник ( балка )
- у меня есть тоже подножье , склоны и вершина ( холм )
- я образуюсь с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У мене круті осыпающиеся склоны, на которых почти нет

растительности» ( овраг )
- собой я представляю большое пространство з ровной поверхности ( равнина )

( слайд 49 )
Самопреоверка.Проверь себя (1 ученик вслух, остальные – в тетрадях):
ГОРА

БАЛКА

ХОЛМ

ОВРАГ

РАВНИНА


  1. Игра “Волшебные стрелочки” (Соедини стрелочками) –Фронтальная проверка



( слайд 50 )

( слайд 51) проверка


3.Беседа о формах земной поверхности города Чугуева ( слайд 52-55 )

Вот мы и вернулись в наш родной город. Посмотрите какой он красивый , родной . Давайте с вами подумаем , а где же расположен наш город .

Чугуев расположен на холмистой равнине . Харьковская область на Приднепровской низменности .
ІХ. ИТОГ УРОКА

Давайте на память о нашей экспедиции «По странам и континентам » сочиним сенканы о некоторых формах земной поверхности .
Детально ознакомившись с формами земной поверхности , ожидаем по местному телевидению Слобожанка программу “ По странам и континентам “ о нашей экспедиции , которая даст возможность полюбоваться вместе с нами красотой нашей Украины .

( слайд 56 )




Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( слайд 57 )


С.107-110 проработать статьи учебника , ответить на вопросы, Нанести на контурные карты возвышенности и низменности Украины , горные хребты .

Творческое задание : составить мини- сочинение “ Где я был. Какие формы земной поверхности я видел.”
7. РЕФЛЕКСИЯ ( слайд 58 )
- В такой трудной экспедиции вы показали самые лучшие качества , ум , смекалку , преодолели большие расстояния и получаете по праву значок ЮННЫЙ ТУРИСТ УКРАИНЫ.

- Из этой экспедиции нас очень ждали и встречают с корзиной цветов. Но цветы в этой корзине необычные. Каждый цветок символизирует вклад каждого из вас в выполнение задач экспедиции: ВАМ МОЖНО взять ОДИН ЦВЕТОК :

- если вы считаете , что работали хорошо, в полную силу , то красный ;

- если недостаточно прилагали усилий , то желтый

- а если чуточку поленились , тогда рвите - синий .
Урок окончен . Спасибо за урок !