Головна сторінка

Серия особый ребенок



НазваСерия особый ребенок
Сторінка1/15
Дата конвертації30.03.2016
Розмір2.58 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СЕРИЯ - ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Издание осуществлено в рамках проектов

Центра лечебной педагогики (Москва):
«Все люди могут учиться»,

финансируемого Германской организацией

Forderkreis Iwanuschka e.V.

«Реализация прав детей с нарушениями развития

на образование и достойную жизнь в России»,

финансируемого

Диаконической службой

Евангелической церкви Германии.

Small Steps Forwards

Using Games and Activities

to Help Your Pre-School Child

with Special Needs

sarah newman

Illustrated by Jeanie Mellersh


Jessica Kingsley Publishers

London and Philadelphia

1999

Сара Ньюмен


Игры и занятия

с особым ребенком

Руководство

для родителей


Перевод с английского

Москва

Теревинф

2004

ББК 88.37

Н93

Перевод с английского

Сара Ньюмен.

Н93 Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для роди­телей/

Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой,—М.,: Теревинф, 2004.— 240 с.—(Особый ребенок).

Художник Джени Меллерш

ISBN 5-901599-22-5

В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практичес­ких руководств в этой области.

Родители и специалисты, занимающиеся с детьми с нарушени­ями развития, смогут научиться у Сары Ньюмен находить контакт с ребенком, понимать его, видеть и чувствовать, что с ним проис­ходит, шаг за шагом развивать его познавательные способности, расширять возможности двигаться, общаться, осознавать себя и окружающий мир.

This translation of Small. Steps Forward: Games and Activities for Pre-School Children with Special Needs published by arrangement with Jessica Kingsley Publishers Ltd.

© Sarah Newman, 1999

© Перевод, оформление, Теревинф, 2004

содержание
предисловие / 7

Как построена эта книга / 8

Как пользоваться этой книгой / 8
1. как выжить / 10

Как принять ситуацию / 10

Как сохранить здравый рассудок / 11

Что могут родители / 12

Отношения с вашим супругом / 14

Отношения с родными и друзьями / 15

Реакции посторонних / 16

Диагноз / 17
2. то, что нужно знать каждому / 19

Введение / 19

Создание обстановки для игры / 19

Как облегчить путь к успеху / 21

Мотивация / 22

Что важно помнить, когда занимаешься с особым ребенком / 24

Чувствуйте своего ребенка / 27

Большие надежды / 27
3. когнитивные навыки / 28

Теория / 28

Игры и занятия / 32
4. развитие речи / 51

Теория / 51

Игры и занятия / 54
5. физическое развитие / 68

Теория / 68

Крупная моторика / 68

Мелкая моторика / 71

Игры и занятия / 72

Крупная моторика / 72

Мелкая моторика / 81
6. сенсорное развитие / 89

Теория / 89

Зрение / 89

Слух / 89

Вкус / 90

Игры и занятия / 90

Зрение / 90

Слух / 92
7. социальное развитие / 95

Теория / 95

Игры и занятия / 99
8. эмоциональное развитие / 105

Теория / 105

Игры и занятия / 108
9. дополнительные практические советы / 113

Поведение / 113

Сон / 118

Приучение к туалету / 121
10. некоторые термины / 124
11. стихи и песенки из английского издания / 125


В начале этой книги я хотела бы поблагодарить за помощь: Берни Баррат и ее дочь Клэр; Кэтрин Боуэлл и ее детей Кристофера и Элис; Лайзу Бернелл и ее сына Джордана; Трейси Берроуз и ее дочь Джейд; Клару Купер и ее племянницу Лорен; Сузанну и Май­ка Фасселов и их сына Дэниела; Сару Хикс и ее сына Джеймса; Лиз Хискокс и ее сына Эндрю; Ричарда и Элизабет Джей и их дочь На­ташу; Ширли Джонс и ее сына Микки; Питера Джанга и его сына Себастиана; Черил Мэхер и ее сына Алана; Лайзу Маглтон и ее сы­на Уоррена; Джули Окелфорд и ее сына Лайама; Джули Перси и ее сына Сэма; Карен Сперуэй и ее дочь Кейти; Шерон Стрит и ее дочь Джорджину; Джеколин Томас и ее сына Деклана; Лиз Уошберн и ее сына Джонатана; Люси Уотертон и ее сына Джедда; Джеки Уитли и ее дочь Эмили; Дейдре Уитерби и ее сына Оливера; Джули и Тома Вудов и их дочь Элис.

Хочу также поблагодарить следующих профессионалов, помо­гавших мне советами и консультациями: Энн Бейкер (Группа под­держки Джоан Тернбулл), Джесия Бьюмонт (Клиника здорового сна), Джейн Дэви (Гражданское консультационное бюро), Джейн Даттон (Центр раннего развития «Хардмур»), Люсинда Эдвардс (Группа поддержки Эйвон-Вэлли), Кэролайн Эванс (Программа «Портедж»), Сью Эванс (социальный работник), Эмма Гиббс (педа­гог-психолог), д-ра Нейл Харрис (детский психиатр-консультант), д-ра Джо Ли (психолог), Элли Левелл (Группа поддержки Джоан Тернбулл), Ингрид Марчем (Группа поддержки Джоан Тернбулл), Лиз Мэтью (специалист по движению), Айрин Осман (инструк­тор по плаванию), Дженни Пауэлл (специалист по движению), Дэ­вид Рейд (Служба поддержки родителей, окружной совет Хэмпшира), Лин Роллион (специалист по надомному обучению, про­грамма Портедж), д-ра Кэролин Смит (педагог-психолог), д-ра Кара Танага (психолог), Катрина Уатт (Центр лечебной верховой езды) и Синтия Уилсон (преподаватель музыки).

Хочу поблагодарить проект разработки языка «Макатон» за данное мне разрешение воспроизвести на страницах этой книги некоторые символы разработанной ими системы.

Хочу поблагодарить всех детей, которые позировали для ил­люстраций в этой книге.

Особая благодарность тем, кто помогал мне в течение всей моей работы, не жалея для меня своего времени: Пэм Гаммер (про­грамма «Портедж», руководитель отделения), Салли Гудсон (лого­пед), Катя Горман (специалист по движению), Дженни Гард (глава Группы поддержки Джоан Тернбулл), Кензи Ревингтон (физио­терапевт) и д-ра Валери Шрабб (педиатр-консультант).

Хочу также поблагодарить Шерон Брайен, Джеки Доннеллан, Дженни Ледбери, Джо Страдвика, моего брата Джеймса и моих родителей — всех, кто так или иначе оказывал мне помощь и под­держку. Благодарю Джини Меллерш за прекрасные иллюстрации, а также за идеи, поддержку и ободрение. Спасибо за помощь Нику Меллершу. И, наконец, главная моя благодарность—Дэвиду, за все, что он сделал для меня.

предисловие


Когда Кристоферу было немногим менее года, мы, обеспоко­енные тем, что он слишком медленно развивается, обратились к педиатру. Вердикт был неутешительным: у Кристофера задержка в развитии, чтобы поставить диагноз, необходимо пройти всевоз­можные тесты и анализы, в том числе генетические тесты и ска­нирование мозга. По счастью, уже через неделю нам удалось уст­роить Кристофера в Группу поддержки1, и постепенно нам стали доступны все виды помощи: программа «Портедж», верховая езда, занятия с логопедом, со специалистом по движению и другие. Вспоминая то время, я вновь и вновь переживаю глубочайшее от­чаяние, опустошенность и чувство беспомощности, которое испы­тывали мы с Дэвидом. Кристофер был нашим первым ребенком; беременность и роды прошли, казалось, нормально. Правда, Кри­стофер медленно развивался, но нам казалось, что это его есте­ственное свойство; нам и в голову не приходило, что у него серьез­ные проблемы с развитием. Теперь, когда у нас растут еще два сына — Николас и Уильям, я вижу, что Кристофер был не таким, как другие дети, с самого рождения, но это уже совсем другая ис­тория. К одиннадцати месяцам Кристофер не умел сидеть, поддерживать зрительный контакт и ни к кому и ни к чему, если не считать связки ключей, не проявлял интереса.

Узнав, что у Кристофера проблемы с развитием, я, разумеет­ся, захотела узнать, что я могу сделать, чтобы ему помочь. Я начала искать книги, но не нашла ни одной, где бы простым и практич­ным языком объяснялось, как помочь ребенку овладеть первоначальными навыками. Просить помощи у специализированных ор­ганизаций мы не могли, так как не знали диагноза Кристофера. В конце концов, я начала просто спрашивать совета у разных про­фессионалов: как установить зрительный контакт, как помочь ре­бенку понять, что предметы существуют постоянно, и т.п. Все это помогло мне чувствовать себя полезной и, несомненно, помогало Кристоферу. Начиная с двадцати месяцев он начал быстро разви­ваться и успешно развивается до сего дня.

Сейчас, в четыре с половиной года, он даже начал говорить! Сталкиваясь с проблемами (например, с приучением к туалету), я также спрашивала совета у Пэм (координатора программы «Портедж», навещавшей меня на дому) или Дженни (главы нашей Груп­пы поддержки). Несмотря на насыщенное расписание, обе они всегда находили время, чтобы со мной поговорить. Не знаю, что бы я без них делала.

Однажды, незадолго до того, как Кристоферу исполнилось три года, Пэм принесла нам целый мешок игрушек. Когда она выгру­жала игрушки у нас в гостиной, вместе с ними на пол выпали несколько книг с описанием детских игр. По словам Пэм, одна из ее «мамочек» не могла придумать, во что играть с ребенком, поэтому Пэм нашла несколько книг с играми для обычных детей, которые мать могла бы адаптировать для своего ребенка.

В этот миг мне и пришла мысль написать книгу для родителей детей с особыми нуждами —такую книгу, которую тщетно искала и не могла найти я сама. В этой книге, думала я, должны быть описа­ны основные вехи развития ребенка, чтобы родители понимали, где их ребенок находится сейчас и куда движется. Мне не хоте­лось бы привязывать книгу к конкретному диагнозу, чтобы ей мог­ли воспользоваться родители детей с различными проблемами, а также тех детей, диагноз которых неизвестен или неясен. Я хоте­ла бы описать в этой книге игры и занятия, способствующие раз­витию ребенка, а также поговорить о теоретических основах об­щих детских проблем, таких как неадекватное поведение или сложности приучения к горшку.

Вскоре после того, как я начала работу над книгой, Кристофе­ру поставили диагноз «аутизм». По иронии судьбы, я часто говори­ла, что смогу справиться с чем угодно, кроме аутизма. Он-то у нас и оказался. И что же? Я справилась!




1 Здесь и далее в книге указаны названия, принятые в Англии.


КАК ПОСТРОЕНА ЭТА КНИГА

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры они постоянно изучают и исследуют мир, перерабатывая поступающую к ним информацию и получая таким образом новые знания о мире. Обычный ребенок живо откликает­ся на все новое: ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях. Ребенок по природе своей творец. У него есть внутренние стимулы, помо­гающие двигаться вперед; если же он встречает на своем пути за­труднения или препятствия, ничто не мешает ему попросить со­вета и поддержки у взрослых.

Для детей с особыми нуждами все обстоит не так гладко. Что­бы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необхо­дима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без нашей помощи. Зачастую их требуется «подталки­вать», чтобы помочь им подняться на новый уровень или приме­нить уже освоенный навык в новых условиях. В определенных об­ластях развития ребенку необходимо помогать перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Таким об­разом, родители «проблемного» ребенка должны хорошо пони­мать, на какой стадии развития он находится и каковы его ближай­шие задачи, чтобы иметь возможность шаг за шагом вести его к полному осуществлению его потенциала.

Итак, в своей книге я стараюсь показать путь развития ребен­ка так, чтобы читатель мог сориентироваться, понять, на какой ступени находится сейчас его ребенок и куда он должен двигаться дальше. В первой главе я касаюсь самых общих вопросов; как жить, зная, что твой ребенок не такой, как другие; во второй главе даю общие советы и рекомендации относительно игр и занятий с ре­бенком. В основной части книги рассматриваются области разви­тия ребенка в следующем порядке; когнитивное развитие, речь, физическое, сенсорное, социальное и эмоциональное развитие. Такое разделение наиболее доступно для понимания, но, разуме­ется, во многом искусственно. Все области развития тесно связа­ны между собой, поэтому мне часто приходится повторяться. Так, умение подражать окружающим, соблюдать очередность или осознание постоянного существования предметов описаны несколько раз, поскольку эти навыки относятся к нескольким смежным обла­стям развития.

Каждая глава посвящена одной области развития и разделена на две части: в первой части главы описывается последователь­ность приобретения навыков, по второй — различные игры и заня­тия, способные помочь ребенку. Первая часть каждой главы, в свою очередь, делится на «Хронологическое развитие» — описание ос­новных навыков, сделанное в хронологическом порядке приобре­тения, и «Параллельное развитие» — описание сопутствующих на­выков, приобретаемых одновременно с основными. В девятой главе читатель найдет информацию по вопросам регулирования поведения, налаживания сна и приучения к горшку.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Игры и занятия, описанные в этой книге, не являются необходимыми и обязательными. Тем более не следует думать, что играть с ребенком следует только так и никак иначе. Ничего подобного я не имела в виду. Моя книга задумывалась не как руководство по заня­тиям с ребенком или набор указаний, а как своего рода справоч­ник, источник новых идей, которым вы можете воспользоваться, если считаете, что ребенку зто пойдет на пользу. Разумеется, часто родителям хочется играть с ребенком свободно, не стесняя ни себя, ни его рамками «развивающих занятий», не ставя никаких особых целей. В этих случаях не снимайте мою книгу с полки.

Не старайтесь прочитать книгу за один присест. Если нужно, начните с первой главы; если полагаете, что эти советы вам не нужны, начинайте сразу со второй, а затем переходите к разделам, актуальным для вашего ребенка. При чтении книги подряд вы, возможно, скоро ощутите избыток информации — и неудиви­тельно, ведь книга отражает несколько лет развития ребенка. Со­средоточьтесь на разделах, имеющих непосредственное отноше­ние к вашему ребенку, а через несколько месяцев, когда ребенок продвинется вперед, попробуйте вернуться к чтению.

Помните, что далеко не все идеи подходят всем детям без ис­ключения. Используйте и при необходимости адаптируйте только то, что подходит вашему ребенку.

В описании хронологического развития я сознательно избега­ла всяких упоминаний о возрасте. Развитие навыков у разных де­тей происходит неравномерно, достаточно сравнить уровень развития нескольких годовалых малышей. Думаю, для родителей важ­нее осознавать, что их ребенок движется вперед — пусть и малень­кими шагами, чем сравнивать его успехи с успехами сверстников.

Разумеется, для родителей ребенка с проблемами развития моя книга является лишь отправным пунктом, исходной точкой работы в первые месяцы и годы жизни.

Примечания

1. В текст книги включены воспоминания родителей об их опыте.

2. В некоторых случаях имя ребенка изменено.

3. Говоря о ребенке, я использовала местоимения как мужско­го, так и женского рода.

4. Говоря в этой книге о семье, я имею в виду семью, в которой есть отец и мать. Принимая во внимание и другие семьи, я надеюсь, что родители, растящие своих детей в одиночку, не встретят трудностей при чтении этой книги и смогут адапти­ровать предложенные здесь идеи к своей ситуации.

5. Используя в качестве игрушек предметы домашнего обихода или предлагая ребенку самодельные игрушки, не забывайте предварительно убедиться, что они совершенно безопасны для ребенка.

6. Если какая-либо из областей развития ребенка внушает вам беспокойство, проконсультируйтесь с педиатром. Он смо­жет помочь вам или направит к более узкому специалисту.
1. как выжить
В этой главе отразились как мой собственный опыт и собственные чувства, так и чужой опыт, о котором я узнала из рассказов многих других родителей. Возможно, какие-то эмоции из тех, о которых я расскажу, остались вам незнакомы; возможно, вы на­шли иные пути выживания. Возможно также, что мои слова при­чинят вам острую боль — словно прикосновение к свежей ране. Теперь я жалею о том, что в свое время, когда моему сыну поста­вили диагноз, в руках у меня не было такой книги; но, быть мо­жет, чтобы испытать подобные чувства, необходимо сначала все пережить самому.

Прежде всего вам необходимо принять тот факт, что пробле­ма у ребенка есть. Многим для этого требуется немалое время.

Большинство родителей, узнав, что их ребенок особый, пере­живают ужасное потрясение: пытаясь понять, что же это значит для них сейчас и в будущем, они испытывают скорбь, опустошен­ность, даже отчаяние.

Узнав о проблемах Кристофера, я была буквально раздавлена. Я чувствовала себя беспомощной, не готовой к тому, что на меня обрушилось. Меня мучило чувство вины: возможно, я каким-то образом ответственна за происшедшее? Мне казалось, что это наказание за мои беззаботные мечты о будущем Кристофера; «когда он поступит в университет», «когда начнет жить самостоя­тельно" и так далее. Теперь я не знала, что принесет ему буду­щее, — не знала даже, научится ли он когда-нибудь говорить или ходить. Не понимала, что будет дальше с нами, со мной и му­жем, — теперь, когда на руках у нас больной сын, требующий постоянного внимания, решимся ли мы завести других детей? Все счастливые, естественные, «нормальные» мечты рухнули в одно­часье: я осталась с неизмеримой скорбью в душе, с чувством полного одиночества (хотя муж и родные неизменно были рядом и поддерживали меня) и беспомощности перед лицом темного, страшного будущего. Но, как бы там ни было, у меня оставался сын: крошечный человечек, которого я люблю и за которого отве­чаю, у которого в целом мире нет никого ближе и роднее меня. Думаю, это и помогло мне выжить: любовь к сыну — такому, ка­ким он был, — и сознание ответственности за него.
Что бы ни говорили люди, совершенно преодолеть такое горе невозможно. Боль останется с вами навсегда, и проблемы никуда не исчезнут, хотя и будут меняться со временем. Однако большин­ство родителей со временем, так или иначе, находят путь к выжива­нию и учатся принимать то, что означает этот диагноз для них и их ребенка.

КАК ПРИНЯТЬ СИТУАЦИЮ

Узнать, что твой ребенок не такой, как другие дети, страшно. Та­кой опыт со временем не забывается, не отходит на задний план. Он остается с вами навсегда, постоянно влияет как на ваше отно­шение к ребенку, так и на отношения с окружающим миром. Мно­гие признаются, что подобный опыт изменил их взгляды на жизнь: с одной стороны — прибавил горечи и злости, но с другой — научил быть терпимыми к чужой слабости и лучше осознавать, что в жиз­ни по-настоящему ценно.

Узнав, что мой ребенок—особый, я испытала чувство, похожее на скорбь по умершему. Я оплакивала того сына, которого у меня никогда не будет, погибшие надежды и ожидания. Кристоферу был всего год, когда у него обнаружились серьезные проблемы: мы не знали даже, научится ли он ходить и говорить, не говоря уж о том, чтобы пойти в школу или начать самостоятельную жизнь. Немало времени прошло, прежде чем мы смогли свыкнуться с ситуацией, перевести дух и мужественно взглянуть в неизвестное будущее. Пожалуй, около шести месяцев потребовалось мне, что­бы более или менее обрести присутствие духа; однако и теперь, несколько лет спустя, когда я вспоминаю о своих прежних меч­тах, вижу обычных детей или слышу неосторожные замечания других родителей, меня охватывает скорбь. А порой наваливает­ся страшная усталость. Я чувствую, что изменилась: теперь стара­юсь не загадывать на будущее и, надеюсь, стала терпимее к лю­дям и различным жизненным ситуациям.

Стратегии

— Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нуж­ны ему, а он — вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.

Помню,—рассказывает одна мать,—возвращаясь с Мэтью из больницы, где ему поставили диагноз, я думала, что теперь нет смысла с ним разговаривать: ведь он — «растение». Но это чувст­во держалось лишь несколько часов, а затем инстинкт вернул меня к привычной роли любящей и заботливой матери. Сейчас мне страшно вспомнить, как я в тот момент смотрела на собст­венного ребенка.
Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, ка­ков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели. Мож­но ли сказать, каким станет ребенок через пять или десять лет?

Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продви­жение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.

КАК СОХРАНИТЬ ЗДРАВЫЙ РАССУДОК

Растить детей—вообще нелегкий труд; особенно нелегко растить ребенка с особыми нуждами. Родители вынуждены уделять ребен­ку гораздо больше внимания, чем в обычной ситуации: может быть, постоянно посещать медитцинские учреждения, проводить различ­ные процедуры; приходится специально играть и заниматься с ребенком — и при всем этом еще и находить время для собственных дел! Дети с особыми нуждами часто имеют поведенческие проблемы, которые становятся для родителей дополнительным стрессом. Даже просто носить повсюду ребенка, не умеющего хо­дить, тяжело и утомительно. А сколько приходится мыть, стирать и чистить! Поездки в поликлинику, посещения специалистов, раз­личные занятия и т.д.— все это отнимает массу времени. Наконец, на психику родителей давит постоянная необходимость общаться с профессиональными медиками и обивать пороги различных офи­циальных учреждений. Угнетает и неопределенность того, что ожидает их в будущем.

Едва ли многие понимают, как тяжело живется родителям особых детей. Если вы спросите семейную пару с детьми, как измени­лась их жизнь после появления ребенка, они, скорее всего, отве­тят: «Да, поначалу тяжеленько приходилось!» Помню, слыша та­кие ответы, я ощущала себя никчемной матерью. Им приходи­лось тяжело, но они справились — почему же я не справляюсь? Только позже, родив второго ребенка, я поняла, что со мной-то все было в порядке; просто жизнь с особым ребенком строится совсем иначе и переживается гораздо тяжелее.
Часто родители почти не получают поддержки со стороны. Друзья и родные редко хвалят их родительские способности. Если родители не просят о помощи, близкие полагают, что у них все в порядке, и ни поддержка, ни ободрение им не нужны. Таким обра­зом, решение ложится на самих родителей: только им судить о том, когда признать, что нуждаешься в помощи. Однако подобное признание зачастую кажется родителям росписью в своей несо­стоятельности; они убеждены, что обязаны со всем справляться сами. Прибавьте к этому, что другие родители, слыша об игровых группах, системе присмотра и иных видах помощи родителям осо­бых детей, восклицают: «Как же вам повезло!»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15